Страница Чугункова Сергея

Компенсатор плавучести


BC`s

  При выборе компенсатора плавучести необходимо учитывать такие индивидуальные факторы, как Ваша фигура и тип гидрокостюма, которым Вы обычно пользуетесь. Самое важное - учесть типы планируемых Вами погружений и цели, которые Вы преследуете. Если Вы изредка отправляетесь на развлекательные дайв-туры, главным образом в тепловодные регионы, то Вам будет достаточно использовать основные модели компактных легких компенсаторов, весьма удобных при транспортировке в путешествии. Если Вы любитель активного рэк-дайвинга или технического дайвинга, наверняка Вам более всего подойдут продвинутые модели с возможностью закрепления дополнительных баллонов, катушек, фонарей и т.п.

  Отличительной чертой компенсаторов плавучести являются различные форма и размер воздушной камеры. Некоторые модели основаны на воздушной камере большого объема, обеспечивающей большую подъемную силу, тогда как другие, имеющие компактную и обтекаемую камеру, больше подходят для нечастых любительских погружений в тропических водах. Конструкция воздушных камер может различаться.

  Традиционный жилет с регулируемыми плечевыми ремнями (ADV) - предназначен для распределения камеры плавучести вокруг пояса, а также по спине и плечам. Основное преимущество данной конструкции заключается в том, что она позволяет дайверу находиться в вертикальном положении при отдыхе на поверхности воды, причем шея и грудь находятся в удобном положении высоко над водой.

  Компенсаторы с задней камерой, или крыло. Камера плавучести расположена полностью на задней стороне жилета и охватывает баллон с обеих сторон при надутом состоянии. Это обеспечивает более обтекаемую форму передней части туловища и позволяет достичь максимально удобной балансировки плавучести.

  Материал камеры плавучести Большинство современных компенсаторов имеют одностенную камеру плавучести из высокопрочного нейлона с нанесенным на него изнутри слоем полиуретана. Нейлон служит основой, определяющей прочность компенсатора. Прочность нейлона измеряется в единицах "DEN". Наиболее часто используется нейлон 420, 840 или 1000 DEN. Полиуретан обеспечивает водогазонепроницаемость материала. Двустенные, или двухкамерные компенсаторы имеют две оболочки: внутреннюю герметичную из полиуретана и внешнюю несущую из нейлона. Последняя снабжена застежкой "молния", которая позволяет вынимать внутреннюю камеру для ремонта или замены.

  Размерные характеристики: Большинство моделей компенсаторов имеют несколько размеров, обычно от 3 (S, M, L) до 6 (XS, S, М, ML, L, XL). Примеряя компенсатор, выпустите из него воздух. Если компенсатор Вам подходит, его передние края должны сойтись полностью. Разница в несколько сантиметров не принципиальна и легко компенсируется регулировкой поясного ремня. Не забывайте, что надевать компенсатор приходится, как правило, на костюм. Регулируемые компенсаторы (с изменяемой длиной плечевых ремней) имеют больший диапазон пригодности по размеру, нежели жилеты с надувными ремнями.

  Объем камеры плавучести Зависит от модели компенсатора и его размера. Так, например, компенсатор "Spectrum 1" фирмы SeaQuest имеет объем 8 л при размере XS и 20 л при размере XL. Объем компенсатора характеризует максимальную плавучесть, которую он может сообщить. Для практических расчетов мы можем пренебречь весом воздуха и плавучестью пустого компенсатора, которая немногим отличается от нулевой, считать, что объем воздушной камеры в литрах соответствует плавучести полного компенсатора в килограммах в пресной воде. В соленой воде плавучесть немного больше.

  Механизм крепления баллонов Компенсатор - жилет имеет встроенную жесткую или полужесткую пластиковую спинку, снабженную одним или двумя ремнями с замками для прикрепления однобаллонника. В простейшем случае один ремень обхватывает баллон и закрепляется с помощью специальной пряжки. Некоторые модели компенсаторов снабжены дополнительным страховочным ремешком, который обхватывает горловину баллона и удерживает его в случае самопроизвольного расстегивания основного ремня. Наиболее жесткая фиксация баллонов достигается при применении двух основных крепежных ремней, но такой вариант встречается нечасто: одного ремня с исправной пряжкой вполне достаточно для надежного прикрепления баллона к жилету-компенсатору. Это один из ключевых моментов подготовки индивидуального снаряжения подводника. Небольшая ошибка может привести к отсоединению баллона от компенсатора, что в лучшем случае заставит Вас прекратить погружение. Поэтому обязательно соблюдайте следующую последовательность действий:

  • Убедитесь в целостности ремня и пряжки (ремней и пряжек) компенсатора.
  • Намочите крепежный ремень (ремни) водой для увеличения эластичности материала. Если Вы затянете сухой ремень, то, намокнув при погружении, он растянется и ослабнет.
  • Прижмите баллон и спинку компенсатора друг к другу и наденьте петлю ремня на баллон. Выход из баллона должен быть немного выше верхнего края спинки компенсатора и направлен в сторону последнего, т.е. к спине подводника.
  • Возможны два способа дальнейшей сборки:
    А. Баллон расположен вертикально, Вы стоите со стороны компенсатора и прижимаете его к баллону коленями.
    Б. Баллон лежит горизонтально на компенсаторе, Вы прижимаете его сверху руками. На качающейся палубе корабля удобнее производить сборку последним способом, а на песчаном пляже, илистом берегу или на камнях с острыми краями (острыми ракушками, морскими желудями и пр.) пользуйтесь первым, во избежание порезов ткани и засорения клапанов.
  • Если ваш компенсатор имеет пластиковую пряжку, ремень должен быть заправлен в окно 2, а затем 1, а металлическое кольцо - если оно есть -надето на предназначенную для него скобу. В этом положении Вы затягиваете ремень как можно туже, соблюдая правильное положение баллона. Затем, одной рукой придерживая ремень в пряжке, чтобы не дать ему ослабнуть, другой рукой продеваете свободный конец ремня в окно 3. Остается защелкнуть пряжку и зафиксировать "липучку". Если Вы забыли как заправить ремень в пряжку, не расстраивайтесь - на нижней поверхности пластиковых пряжек, как правило, есть схема. Если пряжка вашего компенсатора металлическая, надо отрегулировать длину ремня, передвигая кольцо в петле таким образом, чтобы оно надевалось на пряжку с минимальной слабиной ремня. Затем, контролируя правильное положение баллона, Вы защелкиваете пряжку. Берегите пальцы: усилие, с которым пряжка ложится в окончательную позицию, может быть достаточно велико.
  • Проделайте то же самое со вторым крепежным ремнем, если он есть.
  • Застегните страховочный ремешок, если он есть, на горловине баллона (под вентилем) и выберите его слабину с помощью регулировочной пряжки.
  • Проверьте прочность крепления, приподняв компенсатор с баллоном за лямки. Если баллон при этом сдвинулся относительно компенсатора, внимательно прочитайте еще раз настоящее описание и повторите процедуру сначала. В большинстве современных моделей спинка имеет два отверстия для крепления двухбаллонного блока болтами. При этом используется дополнительный набор крепежа, включающий два болта, пластиковые вставки и ремень.

  Инфлятор. Все модели современных инфляторов, позволяют надувать компенсатор в ручном режиме, т.е. за счет выдоха, как это делалось до подсоединения компенсатора к аппарату (см. выше). Некоторые модели с той же целью снабжены анатомическими загубниками. Безусловно, загубник удобнее удерживать во рту, но подключаться быстрее к овальной трубке небольшого диаметра, имеющей резиновую окантовку. Предпочтение любого их этих вариантов - дело вкуса. Возможность подключения пловца к инфлятору дает возможность вдоха из компенсатора в случае аварийного прекращения подачи воздуха из баллонов.

  Для большого удобства дыхания из компенсатора созданы модели инфляторов, совмещенных с дополнительным легочным автоматом. При этом кнопка принудительной подачи воздуха через легочник находится в торцевой части узла, а кнопки управления плавучестью размещаются с одной стороны инфлятора. Такой инфлятор можно использовать в экстремальной ситуации для дыхания напарника- т.е. в качестве запасного легочного автомата. Правда, описанная система имеет и ряд недостатков:

  • Снаряжение пополняется сложным узлом, требующим ухода и технического обслуживания.
  • В отличие от октопуса, зафиксированного специальным карабином, инфлятор более уязвим для случайных ударов или попадания внутрь частичек грязи. Это особенно актуально при работе на грунте или в густых зарослях.
  • Продолжительное дыхание партнера через такой инфлятор не очень удобно, а один вдох можно сделать и из обычного инфлятора.

  Резюмируя, отметим, что совмещенный с легочным автоматом инфлятор никоим образом не заменяет октопуса - запасного легочника, но если Вы готовы на дополнительные расходы и не возражаете против одностороннего размещения кнопок регулировки плавучести - вдох из подобного инфлятора значительно проще, чем из обычного.

  Если Вы берете снаряжение напрокат, обязательно перед входом в воду обратите свое внимание на расположение кнопок инфлятора своего компенсатора. Неплохо бы также ознакомиться с инфляторами ваших партнеров на случай оказания им помощи под водой.

  Предохранительные и дополнительные стравливающие клапаны Наличие предохранительного клапана обязательно для любого компенсатора плавучести. Его назначение - стравливание лишнего воздуха, когда давление воздуха внутри камеры компенсатора значительно превышает давление окружающей среды, с целью предохранения камеры от разрыва. Помимо этого, многие модели компенсаторов имеют дополнительные стравливающие клапаны, расход воздуха которых превышает таковой у стравливающего клапана инфлятора. Эти клапаны удобны для быстрого сброса лишней плавучести. Как правило, дополнительные и предохранительные функции совмещены в одном клапане. Он может открываться как избыточным внутренним давлением компенсатора, так и подводником с помощью специальной тяги. Наиболее часто встречаются:

  • правый наплечный клапан, тяга которого спускается по плечевой лямке на правую сторону груди;
  • левый наплечный клапан: либо предохранительный, либо снабженный тягой, следующей внутри шланга к инфлятору, - в последнем случае он открывается оттягиванием инфлятора. Использование наплечных клапанов удобно для быстрого стравливания воздуха при положении пловца головой вверх;
  • поясной клапан. Удобен для быстрого стравливания воздуха при положении головой вниз.
Некоторые модели компенсаторов имеют все описанные варианты клапанов. Libra

  Компенсаторы специально для женщин. Дамы, если Вам не подходят универсальные модели компенсаторов, существуют модели разработанные специально для женской фигуры. Модели SeaQuest Diva LX, Diva QD, Libra, Zeagle LaZar и т. д. предназначены специально для женщин не только по дизайну и цвету, но также по удобству, соответствию женской фигуре и практической функциональности. Воздушная камера и подвесная система компенсаторов для женщин специально спроектированы с учетом женской фигуры для плотного облегания по контуру груди, талии и торса, даже если компенсатор полностью наполнен воздухом. Эти компенсаторы также оснащены встроенной системой грузовых карманов, поэтому Вам не придется больше испытывать неудобства от ношения грузового пояса вокруг бёдер.




<<HOME | | NEXT>>


Copyright © 2003-6 Chugunkov Sergei | argaman@mail.ru
Hosted by uCoz